Авраменко, М. Н. Эволюционная теория : курс лекций : учебно-методическое пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования I ступени по специальности 1-74 02 02 "Селекция и семеноводство" / М. Н. Авраменко ; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Главное управление образования, науки и кадровой политики, Учреждение образования "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". - Горки : БГСХА, 2024. - 99 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 97 (14 назв.). - ISBN 978-985-882-448-8 : Б. ц. Содержание: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ . - С .4 Понятие эволюции. Предмет, цель и задачи эволюционной теории . - С .4-5 Связь эволюционной теории с другими науками и методы изучения эволюции . - С .5-7 Значение эволюционной теории . - С .7 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ . - С .7 Зарождение идей об эволюции в древности . - С .7-8 Развитие биологических представлений в эпоху Средневековья и Возрождения . - С .8-9 Развитие эволюционных взглядов в XVIIIl - первой половине XIX в . - С .9-11 Эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка . - С .11-14 Классификация организмов по Ж.-Б. Ламарку . - С .14-15 Достоинства и ошибки эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка . - С .15 Развитие эволюционных взглядов в первой половине XIX в. . - С .16 ЭВЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА . - С .17 Предпосылки создания эволюционного учения Ч. Дарвина . - С .17-18 Краткая биография и труды Ч. Дарвина . - С .18-20 Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина . - С .20-21 Оценка теории Ч. Дарвина . - С .21 Дарвинизм в конце XIX века . - С .21-22 Кризис дарвинизма . - С .22-23 Синтетическая теория эволюции . - С .23-25 Основные закономерности эволюции . - С .25-26 УЧЕНИЕ О МИКРОЭВОЛЮЦИИ . - С .26 Понятие микроэволюции. Категории изменчивости . - С .26- Наследственная изменчивость . - С .26-28 Ненаследственная изменчивость . - С .28-31 Сравнительная характеристика форм изменчивости . - С .31 Понятие популяции, типы популяций . - С .31-32 Закон Хайли-Вайнберга . - С .32-33 Мутационный процесс . - С .33 Популяционные волны . - С .34-35 Изоляция, миграция . - С .35-36 Естественный отбор . - С .36-40 ВИД И ВИДООБРАЗОВАНИЕ . - С .40 Понятие вида . - С .40-41 Концепции вида . - С .41-42 Критерии вида . - С .42-43 Признаки и структура вида . - С .44-45 Видообразование . - С .45-48 ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭВОЛЮЦИИ. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА . - С .48 Понятие макроэволюции . - С .48-49 Правила макроэволюции . - С .49-50 Дивергенция, параллелизм и конвергенция . - С .50-52 Темпы эволюции. Причины неравномерности темпов эволюции . - С .52-53 Биологический прогресс и его формы . - С .53-55 ОРГАНИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ . - С .56 Жизнь как особая форма движения материи . - С .56-57 Свойства и уровни организации живого . - С .57-58 Гипотезы происхождения жизни . - С .58-62 Происхождение и эволюция человека . - С .63 Место человека в системе животного мира . - С .64 Антропогенез и его основные стадии. Движущие силы антропогенеза . - С .64-65 Доказательство происхождения человека от животных . - С .65-67 Проблемы антропогенеза . - С .67-68 СЕЛЕКЦИЯ И ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ . - С .68 Значение селекции в управлении эволюционным процессом . - С .68 Работы Н. И. Вавилова, И. В. Мичурина, Л. Бербанка и других исследователей по использованию закономерностей эволюции . - С .68-70 Основные принципы и правила селекции растений . - С .70-71 Роль естественного отбора в создании новых форм культурных растений. Взаимодействие между естественным и искусственным отбором . - С .72-73 Законы природы в приложении к селекции и агрономии . - С .73-75 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ . - С .75 Современные дискуссии в эволюционном учении . - С .75-81 Эволюция и биосфера . - С .81-84 Роль эволюционного учения для формирования научного мировоззрения . - С .84-87 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ . - С .88-96
Кл.слова (ненормированные): ВИДООБРАЗОВАНИЕ -- ЭВОЛЮЦИЯ -- ТЕОРИИ -- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ -- ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ -- 24-25 Аннотация: Изложен курс лекций по эволюционной теории в соответствии с учебной программой. Доп.точки доступа: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; Главное управление образования, науки и кадровой политики; Учреждение образования "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия" Экземпляры всего: 2 ХР (2) Свободны: ХР (2) |