Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : 339.54/К 43
Автор(ы) : Киреенко Н. В.
Заглавие : Методология прогнозирования развития внешних рынков агропродовольственных товаров Республики Беларусь
Место публикации : Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя аграрных навук/ Нацыянальная акадэмія навук Беларусі. - Минск: Беларуская навука, 2023. - Т. 61, № 3. - С. 183-199: табл. - ISSN 1817-7204 (Шифр В1/2023/61/3). - ISSN 1817-7204
Примечания : Библиогр. в конце ст.
УДК : 339.54 + 63-021.66 + (476)
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): продовольственный рынок--рынок--продукция сельского хозяйства--продукция--продовольственный рынок--внешний рынок--рынок--внешняя торговля--международная торговля--торговля--экспорт--импорт--прогнозирование--методы--управление--перспективы развития--маркетинговый анализ--маркетинг--потребительский спрос--спрос--экономические санкции--экономика--беларусь--страны мира--23-43
Аннотация: Усиление внешних факторов и проявление кризисных ситуаций в течение 2020–2022 гг., связанных с мировой эпидемиологической ситуацией COVID-19, торговыми барьерами, оказали значительное влияние на своевременное выполнение внешнеторговых контрактов, эффективность производственно-сбытовых цепочек, конъюнктуру мирового продовольственного рынка и рынка ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. При этом беспрецедентная санкционная политика в отношении Республики Беларусь потребовала формирования более устойчивой агропродовольственной системы и выработки принципиально новых научно обоснованных направлений диверсификации экспортных поставок. Разработана поэтапная методология прогнозирования развития внешних рынков агропродовольственных товаров, представляющая собой совокупность цели, задач, алгоритма проведения и аналитического продукта на основе инструментов анализа Microsoft Excel, которая базируется на комплексе факторов, влияющих на торговый процесс. В дополнение обоснована система экономических показателей оценки функционирования продуктовых рынков и механизмов доступа продукции, включающая таможенно-тарифные и нетарифные меры. Апробация методологии проводилась на примере государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как основных торговых партнеров Республики Беларусь, а также стран Азии (Вьетнам, Иран, Китай, Сингапур) и Африки (Алжир, Египет). Научная новизна разработки состоит в применении поэтапного алгоритма оценки рыночной ситуации конкретной страны при принятии рациональных управленческих решений по эффективному использованию имеющегося потенциала и ресурсов организаций АПК с целью выхода на существующие и новые рынки (сегменты). Разработки могут быть использованы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, концерном "Белгоспищепром" и другими субъектами аграрного бизнеса при подготовке аналитических обзоров конъюнктуры страновых рынков по сельскохозяйственным и продовольственным товарам.