Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : 504.5/П 27
Автор(ы) : Досалиев К. С., Байболов К. С., Жантасов К. Т., Босак, Виктор Николаевич
Заглавие : Перспективы и оценка использования техногенных отходов фосфорного производства
Место публикации : Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии: научно-методический журнал/ Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. - Горки, 2018. - № 2. - С. 205-208: рис. - ISSN 2076-5215 (Шифр В8/2018/2). - ISSN 2076-5215
Примечания : Библиогр. в конце ст.
УДК : 504.5 + 661.63-027.32/.33 + (574)
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): макроэлементы--фосфор--гипсовые удобрения--фосфогипс--производство--отходы--отходы горнодобывающей промышленности--промышленные отходы--переработка--утилизация--строительство--дорожное строительство--шлаки--загрязнители--техногенные загрязнители--концентрация веществ--загрязнение окружающей среды--загрязнение воздуха--экологическая безопасность--экологически безопасные технологии--снг--казахстан
Аннотация: Переработка, утилизация и вторичное использование техногенных отходов является одной из самых актуальных мировых эколого-экономических проблем. В Республике Казахстан в настоящее время повторно используется около 11 % твердых отходов производства, в основном горнодобывающей промышленности, что делает весьма актуальным проведение исследований в данном направлении. Перспективным направлением использования техногенных отходов фосфорных производств (фосфогипс, электротермофосфорный шлак, внутренние вскрышные породы) является их использование при строительстве автомобильных дорог. В результате исследований установлено, что электротермофосфорный шлак, отвальный фосфогипс и вскрышные породы угледобычи, которые являются техногенными отходами, могут быть использованы в качестве компонентов для дорожной одежды коробчатого типа. Разработанная дорожная одежда коробчатого типа содержит днище и боковые стенки коробки, выполненные из тонкослойного тощего бетона, в состав которого вводится 10-20 масс.% размолотого фосфорного шлака. На днище укладываются два грунтовых слоя - из суглинка или супеси в смеси с вскрышными породами, отвальным фосфогипсом и песком. В рекомендуемый состав тощего бетона на 100 кг смеси входит: 11 кг цемента, 15 кг измельченного электротермофосфорного шлака, 66 кг щебня, 8 кг воды. Применение техногенных отходов фосфорной промышленности при строительстве пригородных автомобильных дорог позволит улучшить экологическую обстановку в регионе, а также имеет достаточно высокую экономическую эффективность.

Доп.точки доступа:
Досалиев, К. С.; Байболов, К. С.; Жантасов, К. Т.; Босак, Виктор Николаевич (доктор сельскохозяйственных наук ; род. 1965)